дельвиг говорит

События, определившие творческий путь Достоевского

литература
Тёмный куб завис в воздухе, мрачная атмосфера, люди
Мне кажется, один из самых интересных авторов русской литературы — это Фёдор Михайлович Достоевский. И дело не только в поэтике, но и в биографии автора.

Всегда интересно понять, какой человек прячется за текстом, тем более если этот текст — это «Бесы», «Братья Карамазовы» или «Преступление и наказание».

Какие факты можно назвать основополагающими в биографии писателя?

В первую очередь приходит в голову смертная казнь за участие в кружке петрашевцев. Тогда осуждённых, в числе которых был и Достоевский, привезли на площадь, где их должны были расстрелять, зачитали приговор, а в последний момент объявили о замене казни каторгой и ссылкой. Известно, что Фёдор Михайлович был в списке шестым, а вот Николай Григорьев, который был в первой тройке и ждал смерти с мешком на голове, лишился рассудка.

Достоевского лишили всех прав состояния, он был сослан на каторжные работы на 4 года, а после определён в рядовые. Впоследствии Александр II, взошедший на престол после смерти Николая I, объявил амнистию политическим преступникам.

Описанное событие сильно повлияло на Достоевского и его творчество.

Вот, например, отрывок из романа «Преступление и наказание»:
«Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет», — прибавил он через минуту.
А вот отрывок из «Идиота»:
А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно.
Герои обоих текстов рассуждают о том, что может чувствовать человек, зная, что вот-вот может умереть. Обе цитаты однозначно имеют пересечения с тем ужасающим опытом, что пережил сам автор.

Однако более всего приговор петрашевцам и пережитый опыт каторги повлиял на появление «Записок из мёртвого дома» — первого подробного текста, описывающего быт заключённых на каторге. Для современников Достоевского именно эта книга оказалась наиболее значительным произведением писателя.

Но не только каторга повлияла на творчество автора. Здесь будет уместно вспомнить об эпилепсии Достоевского, которую в XIX веке именовали падучей. Первый припадок случился у Достоевского в 1850 году, второй — в 1853, а уже впоследствии приступы начали повторяться регулярно, и продолжалось это до конца жизни писателя.

Интересно, что этот опыт Достоевский переносит на некоторых своих героев: князя Мышкина из романа «Идиот», Кириллова из «Бесов» и Смердякова из «Братьев Карамазовых». Интересны первые два героя, поскольку в их случае эпилепсия является важной составляющей образа. Мировоззрение обоих героев во многом основано на том, что они страдают этим недугом.

Достоевский подробно описывает припадок в «Идиоте»:
Затем вдруг как бы что-то разверзлось пред ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он, однако же, ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак.

С ним случился припадок эпилепсии, уже очень давно оставившей его. Известно, что припадки эпилепсии, собственно самая падучая, приходят мгновенно. В это мгновение вдруг чрезвычайно искажается лицо, особенно взгляд. Конвульсии и судороги овладевают всем телом и всеми чертами лица. Страшный, невообразимый и ни на что не похожий вопль вырывается из груди; в этом вопле вдруг исчезает как бы всё человеческое, и никак невозможно, по крайней мере очень трудно, наблюдателю вообразить и допустить, что это кричит этот же самый человек. Представляется даже, что кричит как бы кто-то другой, находящийся внутри этого человека. Многие, по крайней мере, изъясняли так свое впечатление, на многих же вид человека в падучей производит решительный и невыносимый ужас, имеющий в себе даже нечто мистическое.
Так или иначе оба героя — и Мышкин, и Кириллов — важны как носители особой идеологии. Достоевский, наделяя персонажей своей же болезнью, как бы особым образом отмечает их.

О болезни Мышкина Дмитрий Мережковский в книге «Лев Толстой и Достоевский» писал:
Болезнь Идиота, как мы видели, — не от скудости, а от какого-то оргийного избытка жизненной силы. Это — особая, «священная болезнь» ⁠, источник не только «низшего», но и «высшего бытия…
Кириллов же из «Бесов» — важный образ, показывающий последствия утраты веры.