тексты для сочинения по русскому языку

Ланщиков об интеллигентности и интеллектуальности

мораль другое
Черно-белый рисунок людей в обломках разрушенных зданий

Проблемный вопрос: «В чём различие интеллигентности и интеллектуальности?»

(1)Интеллигент всегда излучал особый духовный свет, который растапливал серость окружающей жизни, интеллигент по своей природе был сеятелем (сеял «разумное, доброе, вечное…»). (2)Если не он станет бороться с серостью окружающей жизни, то тогда, спрашивается, кто же?

(3)Другое дело — интеллектуал, который так боится «серости», — он способен только поглощать свет, а по своим наклонностям он «жнец» с чисто потребительской психологией.

(4)В основе интеллигентности лежат глубокие знания (или стремления к ним) плюс высокое гражданское сознание и постоянный нравственный поиск; в основе интеллектуальности — разнообразие информации и сознание собственной исключительности. (5)Интеллигентный человек — по преимуществу человек знающий и думающий, склонный к сомнению и неудовлетворённости собой; интеллектуальный человек — по преимуществу человек осведомлённый и рассуждающий, склонный к самоуверенности и неудовлетворённости другими, поэтому, вероятно, он нигде не оставляет прочного положительного следа своей деятельности. (6)Интеллигента всегда интересует суть вопроса, интеллектуала — новизна вопроса.

(7)Русская интеллигенция никогда не добивалась лично для себя каких-то особых прав и привилегий. (8)И ещё: русский интеллигент никогда не подчёркивал своей образованности, порой даже стеснялся её проявлять, дабы тем не обидеть своего малообразованного соотечественника. (9)Разумеется, во все времена появлялись различного рода Ионычи, и беда не в том, что приумножились их ряды. (10)Беда в другом: новоявленные Ионычи, усвоив с чужих слов модные убеждения, стали необычайно агрессивны и деятельны в области удовлетворения собственных запросов.

(11)Более ста лет назад Достоевский сделал такой вывод: «За литературой нашей именно та заслуга, что она, почти вся целиком, в лучших представителях своих и прежде всей нашей интеллигенции, заметьте себе это, преклонилась перед правдой народной, признала идеалы народные за действительно прекрасные».

(12)Литература обратилась к периоду Великой Отечественной войны потому, что этот период был одним из важнейших этапов в развитии нашего национального характера. (13)И без глубокого философского осмысления Великой Отечественной войны вряд ли возможно было проникнуть в подлинную сущность последующих непростых событий и жизненных явлений, не растеряться под напором разрозненных фактов современной действительности. (14)И тут уместно вспомнить стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», написанное им в первые же месяцы войны.

(15)Война дала то прозрение, к которому можно идти долгие годы, всю жизнь, но так к нему и не прийти. (16)И биография этого прозрения уложена здесь же, в строках стихотворения: «Не знаю, как ты, а меня с деревенскою дорожной тоской от села до села, со вдовьей слезою и песнею женскою впервые война на просёлках свела». (17)Вот тот маршрут по родной земле, который позволил поэту без тени фальши и без какого-либо верноподданничества сказать о Родине высокие и пронзительно-искренние слова».

Анатолий Петрович Ланщиков (1929–2007) — русский литературный критик и публицист.