смысловая связь в сочинении егэ

одна из причин потери третьего балла за комментарий в сочинении егэ по русскому языку — неверное понимание связи между примерами
Указание на следствие — это вид смысловой связи, при котором автор делает акцент на результате тех или иных действий, событий. Подразумевается, что первый пример — причина, а второй — следствие. Так, если в начале текста о моряках, взятых в кольцо неприятлем, например, автор пишет о том, как, протестуя против предложения капитулировать, советские герои сшили красный флаг из подручных средств и решили биться до конца, то название связи напрашивается само собой.
пример
Смысловая связь — это не просто предложение, написанное по шаблону. Это отдельный абзац (как правило), который предполагает, что вы как бы презентуете результаты анализа авторской позиции и двух примеров-иллюстраций. Третий балл по К2 (комментарий) вы получите в том случае, если назвали саму связь и, кроме того, грамотно пояснили её, представив более глубинный взгляд на то, как раскрывается авторская позиция в данных примерах-иллюстрациях. Если не названа связь, или нет пояснения к ней, или пояснение является некорректным — связь не засчитывается, и вы теряете балл по К2.

Что делать точно не надо?

  1. Писать, что «примеры дополняют друг друга», потому что где-то там рассказали, будто это хороший вариант, который эксперты точно зачтут;
  2. Убеждать, будто примеры связаны друг с другом, подробно анализировать, но не называть саму связь (дополнение, подтверждение, аналогия, следствие и др.);
  3. Писать пояснение к названной смысловой связи, дублируя позицию автора. От вас ждут более глубинной аналитики, а не бездумного повторения одного и того же тезиса из начала сочинения (это, кстати, касается всей работы в целом);
  4. Писать связь на авось, лишь бы хоть что-то было — такой подход приведёт к потере третьего балла за комментарий. Эксперты не дураки, они анализируют, насколько корректны и логичны ваши умозаключения в рамках заявленного проблемного вопроса.
следствие
Героическое самопожертвование советских моряков является следствием их решения ни при каких обстоятельствах не сдаваться перед лицом неприятеля. В суровых жизненных испытаниях человеку помогают выстоять как решительность и смекалка, так и смелость оставаться верным собственным идеалам даже перед страхом смерти.
Детализация
Второй пример детализирует, или подтверждает, первый. Примеры домашней хозяйки, водителя автобуса, и учителя доказывают мысль Е. М. Богата о том, что творчество есть не просто процесс созидания, создания чего-то нового, а умение даровать людям радость, выполняя своё дело бережно и ответственно.
Если первый пример о том, как рассказчик приходит на набережную, является причиной, то второй пример об ощущении героем праздника — следствием. Благодаря случайности рассказчик смог испытать искренние и приятные эмоции, которые, как полагает Д. А. Гранин, и являются самым главным аспектом любого хорошего путешествия.
Причина
Гинзбург и Кононова сопоставляют разные времена: прошлое и настоящее. Если прежде люди высоко ценили книгу, то в наше время она стала мерилом престижности и интеллигентности семьи. Это вызывает чувство сожаления у авторов предложенного текста, ведь книга учит человека новому, позволяет совершенствоваться и сопутствует взрослению.
Сопоставление
Примеры аналогичны. Беспощадность войны абсолютна: она проявляется в уничтожении всего великого, прекрасного и созидательного, что есть в мире. В тексте Астафьева разрушительность военных действий одинакова как по отношению к природе, так и по отношению к произведениям искусства и людям, которые пытаются эти произведения восстановить.
Аналогия
Дополнение
Литература оказывает огромное влияние на человека и его жизнь. Это доказывают приведённые иллюстрации: второй пример дополняет первый. Так, книги, с одной стороны, помогают в минуту серьёзных жизненных испытаний сохранять спокойствие, а с другой — учат, из года в год «расширяя взгляд на жизнь».
Противопоставление
Противопоставление, лежащее в основе описаний интеллигентного и интеллектуального человека, позволяет сделать вывод: интеллигентность, в отличие от интеллектуальности, заключается в распространении разумного, доброго, вечного и в постоянном нравственном поиске, который свойственен истинным интеллигентам.